До начала нового учебного года осталось совсем немного времени, и, конечно, родители уже начинают беспокоиться о подготовке своего чада к школе. И это понятно: начинается новый этап жизни не только для юных учеников, но и для их родителей.
При этом именно первоклашкам особенно сложно входить в школьный режим. По мнению учителей и психологов, первые месяцы у выпускников детских садов уйдут на адаптацию к новым условиям, речь идет именно о психологической перестройке жизни малышей. В детском саду к детям относится более снисходительно, а в школе предъявляют определенные требования, и не каждый готов их принять.
– Виктория Викторовна, начнем с самого важного: чем мы – родители – можем помочь нашим детям, как нам правильно подготовить ребенка к школе? И как определить, что ребенок готов к школе?
– Такой вопрос задают многие родители, приходя на мою консультацию в медицинский центр «АландМед». Прежде всего, готовность к школе включает себя психологическую, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка. Многие родители считают, что достаточно научить ребенка читать и считать. Если он все это умеет, то считается готовым к школе. Но на деле все намного сложнее: немаловажным является уровень самостоятельности и самообслуживания, а также усвоение ребенком социальных норм и правил. У самого первоклассника должно быть четкое понимание, зачем нужно идти в школу и для чего нужно учиться.
Отмечу, что любая смена обстановки для ребенка — это определенный стресс, который потребует адаптационного периода. При этом у каждого он разный: у кого-то один месяц, у кого-то целый год.
В 6-7 лет в первом пубертатном периоде меняется весь психологический облик ребенка, его личность, познавательные и умственные процессы и возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Чтобы облегчить этот переход, родителям нужно обязательно делать акцент на том, что ребенок повзрослел и поэтому идет в школу. Дети гордятся тем, что стали взрослыми. Дополнительной позитивной мотивацией, которая поможет справиться со стрессом, для ребенка станет признание родителями его новой важной социальной роли – ученик.
– Виктория Викторовна, а можно конкретнее, прямо по пунктам? Что вы, как психолог, посоветуете родителям первоклашек?
– С удовольствием! Итак, во-первых, читаете ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы и кино о школе. Побольше занимаетесь с ребенком. Очень важно, чтобы к школе ребенок развил ряд навыков: умение слушать и выполнять указания взрослого, умение концентрировать внимание и запоминать, а также уверенное владение письмом.
Немаловажно с большим вниманием относиться к его успехам и неудачам в школе, расспрашивать подробно, как прошел день, чему новому он научился.
Что посоветую всем родителям? Набраться терпения. У каждого ребенка свой адаптационный период. Главное – не пугайте ребёнка школой.
Поощряйте старание и усилия в учебе, а также самостоятельность при выполнении домашнего задания. Хвалите ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Помогайте своему ребенку почувствовать значимость его деятельности. Не осуждайте ребенка если появились трудности в выполнении домашнего задания, ваша задача мотивировать ребенка, успокоить и объяснить, что все проходят эти трудности. Тем самым вы повышаете самооценку ребенка и формируете его уверенное поведение.