Кто и как «подсаживает» детей на алкоголь?
Большинство несовершеннолетних людей находится в зоне риска пропаганды алкогольной зависимости. Профилактика детского алкоголизма – одна из главных задач современного общества. Но прежде чем говорить о предотвращении этой проблемы, важно понять, в каких сферах подростки становятся адресатами негативного воздействия.
Нарколог Онлайн
-
Любой вопрос из Любой точки МираЛюбой вопрос из Любой точки МираЦенаЦена
-
Нарколог онлайн 20 мин.Нарколог онлайн 20 минут800
Детский взгляд на алкоголь в семье
В становлении личности ребенка играет роль множество факторов, которые тесно связаны с возрастом человека, поэтому и причины «подсаживания» на алкоголь бывают разными.
С учетом возрастных особенностей до 10 лет ребенок видит в родителях авторитетных людей, на которых строит равняться. Отсюда и возникает одна из часто встречающихся причин приобщения детей к алкоголю. Первый детский взгляд на распитие спиртных напитков происходит на семейных праздниках, где ребенок если не пробует, то уже наблюдает за веселым застольем взрослых. Радостная атмосфера, дружелюбные гости и свободный дух торжества становятся неразрывными ассоциациями с алкоголем.
По статистике в 60,5% случаев родители приобщают детей до 10 лет к алкоголю. Такая цифра возникает неслучайно. У ребенка в этот период мало жизненного опыта, его ролевыми моделями все еще являются взрослые из ближайшей к нему группы людей, а именно – семьи. Поэтому детям под взрослым влиянием праздничное застолье может видится как встреча ради алкоголя. Спиртное собирает вместе семью и знакомых, оно заставляет людей вокруг веселиться и открыто общаться. В момент понимания этого ребенок видит в звоне бокалов и рюмок главный атрибут праздника и развлечения. Это и становится переломным моментом в отношениях ребенка к алкоголю.
Пропаганда алкоголя среди подростков
Следующим этапом взросления принято считать возраст от 11 лет – это дети-подростки. Подростковый период – переходный, а значит, в сознании ребенка происходит множество противоречивых процессов, из-за которых родителю становится сложно понимать и воспитывать его.
Так называемый период «бури и натиска» – это трудное время, когда у детей возникает чувство взрослости, авторитет от родителей переходит к сверстникам или же к «крутым» взрослым из различных сфер жизни (Интернета, кино, новых знакомств и т.д.). Желание выделяться и объединяться, бунтовать и дружить – все эти потребности выражают основу подросткового кризиса.
Возрастной кризис – это переходный момент между возрастными этапами, который переживается ребенком при переходе от одного этапа к другому. Возникающие кризисные ситуации преодолеваются с помощью новых способов их разрешения.
Психологи, говоря о подростковом возрасте, считают, что в этот период «в личности подростка нет ничего устойчивого». Эта нестабильность побуждает человека к импульсивным и нелогичным желаниям и поступкам. Ребенок находится в постоянном поиске изменений, новых способов завоевать внимание сверстников и уйти подальше от нормы. Стабильность кажется скучной, а неспособность показать себя с хорошей стороны, ведет к потребности выделиться недостатками или деструктивным поведением (хулиганство, наркомания, алкоголь и др.).
Подростку сложно отсеять плохое и неверное, ведь он все еще остается ребенком, хоть и с желанием скорого взросления. У него мало жизненного опыта, повышена внушаемость и слабо развито критическое мышление. Критическое мышление — способность человека выразить собственные суждения, которые помогут проанализировать ситуацию, сформулировать выводы и оценить происходящее.
В таком состоянии личность ребенка подвластна любому влиянию. Особенное внимание вызывает нечто привлекательное или же запретное. Не зря психологи характеризуют подростковый возраст как «возраст врастания в культуру». Та среда, в которой живет подросток, сильно сказывается на нем. Здесь в силу вступает пропаганда в популярной культуре.
Нарколог Онлайн
-
Любой вопрос из Любой точки МираЛюбой вопрос из Любой точки МираЦенаЦена
-
Нарколог онлайн 20 мин.Нарколог онлайн 20 минут800
Как поп-культура влияет на детское восприятие алкоголя?
Не только в компании друзей молодежь поддается на пропаганду нездорового образа жизни, ведь примером для подражания со временем становится не близкий друг, а популярный кумир, фильм, музыка или реклама по ТВ. К сожалению, информационное поле в современном мире настолько широко, что контролировать приобщение детей к алкоголю практически невозможно.
РЕКЛАМА
Ребенок подвержен влиянию рекламного ролика на домашнем телевизоре. В рекламе нередко выставляют спиртные напитки как главный элемент любой вечеринки. Позитивный взгляд на алкоголь – способ продвижения товара, который оказывает большое влияние на неокрепшие умы подростков.
Помимо обычной рекламы алкоголь выступает как рекламный продукт (продакт-плейсмент) в кино, музыкальном клипе или ролике на YouTube.
Продакт-плейсмент (product placement) – рекламный прием, в результате которого в сюжет фильма, игры, книги и др. включают реальный товар. Эта скрытая реклама упоминает о продукте, показывает логотип или сам предмет.
ИНТЕРНЕТ
Интернет – это свободное пространство, где за анонимностью, отсутствием цензуры и модерации спокойно создается контент, который пропагандирует деструктивное поведение. Через социальные сети некоторые сообщества продвигают свою деятельность, основанную на показе алкоголя, наркотиков и насилия.
Информация в подобных группах несет юмористический характер, который зарождает интерес к нездоровому образу жизни. Псевдоюмористическая форма, которой придается пропаганда алкоголя, учит безразличному отношению детей к негативным последствиям от спиртного. Этот контент создает ощущение допустимости такого образа жизни. Шуточный формат не пугает, а располагает ребенка к алкоголю, поддерживает статус спиртного как атрибут взрослости и уважения среди сверстников. Юмор также выступает как инструмент пропаганды в музыке, фильмах, сериалах и т.п.
КИНО
Задумывались ли вы над тем, как часто герои фильмов выпивают и для чего алкоголь добавляется в кино? В журнале Medical Journal of Australia было опубликовано исследование, где ученые выяснили, что за 24 фильма о Джеймсе Бонде главный герой выпивает спиртное 109 раз. А в одной из сцен шпион употребляет смертельную для человека дозу – 240 мл спирта.
Такие персонажи – не единичные случаи в кинематографе. Множество популярных жанров нельзя представить без пьющих героев: детективы, вестерны, боевики, гангстерские фильмы и др.
Выделим основные приемы пропаганды алкоголя в кино:
- алкоголь демонстрируют в момент употребления положительными персонажами, как образ жизни героя;
- употребление спиртного становится спусковым механизмом для праздника, веселого приключения, неожиданных знакомств и т.п.;
- спиртное в фильме обретает положительные свойства: быстро побороть тревоги, вдохновить на творчество, придать заряд энергии;
- алкогольный напиток в подростковом фильме представляется «проходным билетом» во взрослую жизнь;
МУЗЫКА
Музыкальная индустрия тоже не уходит далеко от «запретных тем». Упоминание алкоголя в музыке – это все еще удачный ход для рекламы, а также хороший шанс забраться повыше в чартах. Молодежь – очень благоприятная и активная аудитория для «раскрутки» музыкальных композиций, поэтому демонстрирование алкоголя как развлечения – это частое явление в индустрии.
Исследование Бостонского университета показало, что среди 720 песен, популярных в 2009-2011 гг., в 167 упоминается алкоголь. Ученые выяснили, что большая часть подобных композиций относится к жанру рэпа, хип-хопа и поп-музыки. Нередко в музыке продвигается тяга к роскошному образу жизни, насилию, употреблению алкоголя и наркотиков. Такие спорные темы специально нацелены на молодую аудиторию. Большинство популярных песен позитивно выставляет выпивки и вечеринки, но не упоминает о негативных последствиях такого образа жизни.
Каким бы не выставлялся алкоголь в СМИ, пропаганда употребления спиртных напитков несет огромный вред на массы людей. Дети больше подвержены этому влиянию, а развивающийся алкоголизм у молодых людей несет опасные последствия. Важно обсудить с ребенком негативную природу алкоголизма и при возникновении проблем обратиться к специализированному врачу уже сегодня.
Нарколог Онлайн
-
Любой вопрос из Любой точки МираЛюбой вопрос из Любой точки МираЦенаЦена
-
Нарколог онлайн 20 мин.Нарколог онлайн 20 минут800
Вы можете обратиться в медицинский центр АландМед за консультацией к наркологу, психологу или психотерапевту, если вам или вашему родственнику необходима помощь.